Etonic – старейший спортивный бренд в США.

Сегодня компания Etonic известна за производство обуви для гольфа, бега и боулинга. Однако ее популярность не настолько высока, как раньше. Всего пару десятилетий назад бренд был чуть ли не лидером в инновациях. С девизом «First One There» он разработал первые ботинки для гольфа с мембраной Gore-Tex, а также технологию амортизации Dynamic Reaction Plate для бега. “Этоник” сотрудничали с баскетболистом Хакимом Оладжьювоном и одними из первых выпустили коллаборацию с Fred Perry. Несмотря на то, что новое тысячелетие вытеснило американскую марку из списка лучших, она продолжает активную деятельность. Расскажем, как ей это удалось.

В 1876 году мастер по производству обуви Чарльз А. Итон открыл свою первую обувную фабрику в Броктоне, штат Массачусетс. В одиночку строить бизнес было довольно тяжело, поэтому он заручился поддержкой некоего Л. Б. Терри. Партнерство привело к созданию заводов и набора штата сотрудников. Однако в 1892 году Итон решил вновь стать единственным владельцем. Он расторг договор и переименовал бренд в Charles A. Eaton Company. В начале 20 века у предпринимателя было три завода, два в Броктоне и один в Огасте, штат Мэн. Чарльз был президентом компании до своей смерти в апреле 1918 года. Затем дело продолжил его сын Честер Итон.

Во время Первой мировой войны Charles A. Eaton, как и многие другие в то время, производили ботинки для солдат. Компания стала одним из первых военных подрядчиков США и крупнейшим поставщиком в обувной промышленности. В 1915 году она подписала соглашение о поставках в Королевство Бельгия, а затем в Королевство Италия. Большая часть роста марки была связана с контрактами на поставку более 550 000 обуви для армии. Во время Второй мировой войны с ней снова были заключены договоры на производство нескольких разновидностей американской армейской обуви. Однако в 1945 году бренд неожиданно переключился на создание ботинок для гольфа. Видимо, из-за отсутствия явных конкурентов, Charles A. Eaton стал в этой области лидером. Компания завоевывала репутацию за счет передовых технологий и дизайна. Для гольфистов была создана линия «Tournament of Champions». Инновацией стал «Comfort Collar» для верха обуви, обеспечивающий дополнительный комфорт и поддержку.

В 1970-е годы настало время изменений. Компания была приобретена Colgate-Palmolive. Сейчас это может показаться странным, ведь деятельность корпорации, основанной Уильямом Колгейтом еще в 1806 году, крутилась вокруг средств для личной гигиены, включая мыло, зубную пасту и другие продукты. Однако после объединения Colgate с Palmolive в 1928 году было решено расширяться до производства продуктов питания, спортивного оборудования и текстиля. Под управлением такого влиятельного руководителя Charles A. Eaton сделал упор на фитнес и легкую атлетику. Во время «Бегового бума» и производства спортивной обуви название сменилось на Etonic. К 1979 году бренд представил кроссовки Street Fighter и создал модель, названную в честь марафонца Билла Роджерса. При этом он не забыл про гольф. Была изготовлена первая обувь из водостойкой кожи и первая «биомеханическая» подошва «Stabilizer».

Следующим шагом стало сотрудничество со спортсменами и брендами. В 1981 году “Этоник” выпустил кроссовки в коллаборации с Fred Perry. Модель T108 для мужчин и T311 для женщин рекламировалась как обувь профессионального теннисиста. Она была изготовлена из гладкой кожи и отличалась тем, что имела цельную подошву из полиуретана. Не было никакой дополнительной резиновой подметки, вся нижняя часть представляла собой единый отлитый пласт. Позже кроссовки стали выходить из плотного канваса (парусины).

Начало 80-х было для бренда самым успешным. Сразу после коллаборации с Fred Perry “Этоник” представили еще одну культовую модель Trans Am Trainer. Классическая форма кроссовок из замши с деталями из сетчатого текстиля была разработана при участии ортопедов. Обувь включала технологию Foot Cradle, созданную доктором Робом Роем Макгрегором. Эта амортизация в подошве была предназначена для поглощения ударов. Судя по плакатам того времени, инновация была предназначена для профессиональных атлетов.

Кроссовки Etonic Trans были очень популярными. Предположительно они получили свое название от серии гонок, основанных в 1966 году президентом Спортивного автомобильного клуба Америки (SCCA) Джоном Бишопом – Трансамериканский чемпионат (Trans-American Championship). В 2014 году модель вернулась на полки. Она выходила в разных материалах и оттенках, включая премиальную кожу. За последние 5 лет Trans Am Trainer были участниками нескольких коллабораций. Первой стала совместная работа с австралийским брендом Coogi, известным за свой яркий трикотаж. Кроссовки получили уникальный плетеный верх. Следующим было сотрудничество с Barneys New York, а затем с культовым лос-анджелесским магазином Bait. Релиз «Horizon Pack» включал две модели Sunrise и Sunset.

В 1984 году во время летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе Etonic был среди таких производителей обуви, как Puma, Nike, ASICS Tiger и Adidas, которые боролись за то, чтобы экипировать спортсменов. В том же году Хаким Оладжьювон был выбран в первом раунде командой “Хьюстон Рокетс” на драфте НБА. Баскетболист по прозвищу «Akeem the Dream» решил сделать свои первые фирменные кроссовки именно с “Этоник”. Для игрока такого высокого уровня сегодня было бы немыслимым подписать контракт с малоизвестной маркой, которая больше направлена на бег и гольф. Однако Хаким сделал свой выбор, результатом которого стала именная высокая модель из кожи в белом цвете с красными и желтыми деталями. Позже вышли и другие расцветки. Оладжьювон обосновал соглашение желанием покончить с непомерно завышенными ценами на кроссовки, которые росли из-за популярности Nike, красовавшихся на ногах именитых спортсменов. Сделать это ему, как мы сегодня видим, не удалось. Однако чемпион долгое время продолжал обходить стороной самый популярный баскетбольный бренд, заключая сделки с LA Gear и Spalding.

В 2014 году поклонники марки получили возможность купить хиты продаж 70-х и 80-х годов. Хаким Оладжьювон объявил об объединении с Etonic, чтобы переиздать фирменные кроссовки Akeem the Dream, а также Street Fighter и Trans Am Trainer. Лимитированная коллекция включала модели по цене от 75-120 долларов. Также вышли одежда и аксессуары под брендом «Dream». Все продукты создавались при участии директора по дизайну обуви Jordan и основателя Pensole Academy Дуэйна Эдвардса.

«Когда я стал послом бренда в начале карьеры, Etonic тоже был новичком на баскетбольной арене. Сегодня я стремлюсь продолжать создавать свой бренд в индустрии обуви и одежды», – сказал Оладжьювон в пресс-релизе того года.

В 1980-е годы была представлена разработка под названием Dynamic Reaction Plate. Она стала частью KM System, куда вошли такие модели, как Etonic Quasar ZX, Sigma, Europa, Maestro и Mirage. Серия вышла под лозунгом: «Теперь 12 миллионов бегунов могут выбрать подходящую пару из пяти вариантов». Вскоре Colgate-Palmolive продала бренд Trenton AB, части Aritmos, базирующейся в Швеции.

В категории обуви для гольфа вышла модель Etonic Difference, которая включала промежуточную подошву Soft ETHER FOAM. Верх из качественной кожи с подкладкой Gore-Tex позволял оставаться спортсмену сухим независимо от погоды.

Для беговой обуви была разработана технология StableAir, напоминающая уже известные виды амортизации с использованием воздушных камер, такие как Air Max от Nike. В то время “Этоник” оставалась в тени других марок, однако это не мешало компании двигаться дальше.

В 1996 году, по некоторым данным в сети, Etonic Worldwide LLC была приобретена компанией спортивных товаров Spalding. В 2003 году группа частных инвесторов выкупила бренд. Среди них был генеральный директор Томас Симан, чей тесть Тед Альфонд владел Dexter Shoe Company. В 2007 году “Этоник” перешла под управление итальянской марки Lotto, занимающейся преимущественно футбольной и теннисной обувью. В то время была создана технология PowerUp для гольфа – специальные вставки в подошве.

Компания вернулась на родину в США спустя 5 лет, когда Weisfeld Group и Anthony L&S Footwear выкупили ее, образовав Etonic Holdings, LLC. Благодаря большему вниманию к дизайну новые владельцы планируют расшириться до международных продаж и выхода дополнительных категорий товаров. Брюс Вайсфельд, президент Weisfeld Group прокомментировал эту сделку так:

«Мы очень рады приобретению прав на бренд. Это действительно настоящая американская спортивная компания. Мы планируем восстановить и оживить “Этоник”, вернуть бренд на достойное место среди лучших в мире. С 1876 года он возглавляет индустрию спортивных товаров со многими новинками, включая первую обувь для гольфа и первую водостойкую обувь Gore-Tex. Марка также несет ответственность за разработку линии кроссовок, которая фактически предотвращает травмы».

В 2017 году Etonic выбрала Ray Cook Brands для производства и продажи обуви для гольфа, перчаток и других аксессуаров по эксклюзивной лицензии. Бренд присоединился к ряду известных брендов, которые включают Ray Cook, Hot-Z, Solus и Bullet. Это одна из основным категорий для “Этоник” сегодня. Помимо этого, компания предлагает одежду для спорта и жизни. Также выпускается обувь для боулинга наравне со спонсорством Etonic Championship, соревнования в рамках главного профессионального турнира по боулингу.