Компания Adidas является одним из крупнейших
производителей спортивной одежды, обуви и экипировки. История этой немецкой
компании насчитывает уже более 70 лет.
Основателем Adidas
считается потомственный обувной мастер Адольф Дасслер. Свое детство Адольф
провел в городе Херцогенаурах, который был известен как “город обувщиков”.
Удивительный факт, в этом небольшом баварском городке было сконцентрировано
небывалое количество обувных мастерских. Возможно именно поэтому, в условиях
высокой конкуренции молодой немецкий юноша смог получить необходимые для
будущих свершений навыки.
Прежде чем углубиться
в историю создания компании Adidas, хотелось бы напомнить что семейство
Дасслеров дало миру не только Adidas, но и не менее известную Puma.
Дело в том, что с самого детства Дасслеры знали
цену деньгам, потому что были очень не богаты и всего добивались только тяжелым
трудом. После Первой мировой войны, Германия подписавшая капитуляцию, была в
полной разрухе, царила безработица. Именно поэтому семейство Дасслеров
задумалось об открытии собственного бизнеса.
В начале
20-х годов они открыли небольшую обувную фабрику. Адольф Дасслер и его старший
брат Рудольф Дасслер вместе налаживали обувной бизнес. Сначала они занимались
пошивом домашних тапочек и специальной обуви для инвалидов.
Дело пошло в гору и к середине 20-х годов
фабрика производила около сотни пар обуви в день. Братья Дасслеры
сконцентрировались на обуви спортивного назначения и готовились к Олимпиаде
1928 года. Их старания принесли свои плоды. Немецкая бегунья Каролина Радке
смогла завоевать золотую медаль олимпиады, пробежав дистанцию 800 метров в
обуви от братьев Дасслер с мировым рекордом.
Уже через
год фабрика налаживает производство футбольных бутс, а чуть позже теннисных
кроссовок.
Компания Дасслеров стремительно развивается и
к 1939 году “Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik” имеет широкий ассортимент
производимых товаров. Однако с началом Второй мировой войны бизнес был
конфискован в пользу государства. Используя мощности фабрики военные пытались
наладить производство оружия, однако технически это было невозможно, тогда
фабрика Дасслеров перешла на производство обуви для бойцов Вермахта. После окончания Второй мировой войны и кончины отца Дасслеров случилась
знаменитая ссора двух братьев Адольфа и Рудольфа. Доподлинно неизвестно, что
стала причиной конфликта, но тем не менее братья серьезно поссорились. Они
разделили компанию и каждый забрал по одной из фабрик.
Именно тогда появилась компания Puma от Рудольфа
Дасслера и Adidas от Адольфа Дасслера.
Две
компании и два брата стали непримиримыми соперниками. Возможно именно эта
жесткая конкуренция со временем возвела обе компании в ранг лидеров в
производстве спортивной одежды и обуви.
Думаю
большинство из нас ассоциирует Adidas с тремя полосками. Удивительно, но
наносить такой элемент декора на свою обувь производитель начал лишь в начале
50-х годов. Ходит легенда, что Адольф Дасслер сам придумал такой вариант
оформления обуви. Тем не менее, оказалось, что финский производитель спортивной
обуви Karhu уже использовал такой дизайн. После олимпиады 1952 года Адольфу
Дасслеру в ходе переговоров удается выкупить права на такой дизайн у
представителей финской Karhu.
С того момента Adidas приобретает знакомый всем
нам стиль. Развитие компании идет быстрыми темпами. Сборная Германии по
футболу, полностью экипированная в бутсы Adidas побеждает на Чемпионате мира
по футболу 1954-го года. Это дает сильный импульс для расширения компании.
Бренд Adidas
становится все более популярным и узнаваемым. Открываются фабрики в других
странах европы. На Олимпиаде 1960-го года больше половины спортсменов выступают
в обуви Adidas.
На следующей летней олимпиаде в Японии, Adidas
представляет облегченные шиповки, вес которых не превышает 270 граммов, что
является неплохим показателем даже по современным меркам. В конце 60-х годов
Adidas начинает выпускать спортивную одежду.
В 1970-м
году adidas выпускает официальный футбольный мяч для чемпионата мира в Мексике. Adidas всегда славился своим стремлением к
инновациям и этот мяч, получивший название Telstar, был создан в духе времени.
К тому моменту телевизионные трансляции стали более распространены, поэтому мяч
получил специальный дизайн, чтобы он был более различим на черно-белой
телекартинке.
За
следующие двадцать лет компания создала множество культовых моделей обуви,
таких как: Superstar, Gazelle, ZX500 и другие. Модель Stan Smith названная в
честь теннисиста, который стал амбассадором, и вовсе стала легендой и вошла в
книгу рекордов Гиннеса, как самая продаваемая в мире, 22 миллиона пар.
Adidas
сотрудничала с множеством именитых спортсменов в разных видах спорта. Они даже
пыталась в свое время переманить Майкла Джордана у компании Nike.
Ближе к началу 90-х годов конкуренция в сегменте
производителей спортивной одежды и обуви сильно выросла. Adidas нуждалась в новых
инфлуенсерах. Таковыми стали музыканты, полюбившие стильные вещи от Adidas. Beastie Boys, Run DMC и
другие исполнители отдавали предпочтение Adidas и увеличивали популярность бренда.
К сожалению, не бывает взлетов без падений. Так
получилось и с Adidas. Конец 80-х и начало 90-х нельзя назвать очень удачным
периодом для компании. После ухода из жизни сына Адольфа Дасслера компания
переживала кризис. К счастью новый владелец Роберт Луи-Дрейфус пришедший в 90-е
смог вывести Adidas из
крутого пике. Он был опытным предпринимателем и с его приходом компания Adidas
с новым дыханием продолжила свое восхождение.
Одним из важнейших решений Луи-Дрейфуса стал
перенос производственных мощностей в страны Азии.
Вектор развития компании снова устремляется
вверх, подписываются контракты с именитыми спортсменами, такими как: Коби
Брайнт и Дэвид Бекхэм.
Продолжая набирать обороты производства,
adidas в 1997 году приобретает Salomon, а вместе с ней получает контроль над Mavic —
крупным производителем товаров для велоспорта. Таким образом компания обгоняет Reebok и становится второй на рынке после Nike. К концу
прошлого века к adidas возвращается былое величие.
В 2000-х годах происходит разделение
компании на несколько направлений. Спортивные товары выпускаются в рамках
adidas Sport или adidas Performance, классические модели — под наименованием
adidas Originals, спортивная одежда и экипировка производятся в рамках линейки
EQUIPMENT. На волне популярности ретро моделей и старых силуэтов даже
открываются монобрендовые магазины adidas Originals.
Начиная с 2003 года, компания совершает
ряд коллабораций. Она выпускает совместные линейки с Йоджи Ямамото, Стеллой
Маккартни, Мисси Эллиотт.
В 2005 году, несмотря на расцвет своего
бизнеса, adidas продает Salomon, в структуру которой входят Mavic, Bonfire, Arcteryx и
Cliché. Но уже в 2006 году покупает Reebok и заключает договор с лигой
NBA. В 2012 году adidas начинает
сотрудничество с Pusha-T.
В 2007
году в числе амбассадоров Adidas появляется Лионель Месси.
В 2013 году к компании в качестве
приглашенных дизайнеров присоединяются ведущие мировые модельеры Рик
Оуэнс и Раф
Симонс, а в 2014 году — Фаррелл
Уильямс. В 2016 году заключается контракт с Александром Вангом. Но самым
громким и коммерчески выгодным союзом со сторонним селебрити стоит считать
работу с известным рэпером Канье Уэстом. Сотрудничество бренда и музыканта
вылилось в начало серии YEEZY
Boost.
Философия
бренда и технологии.
Философия бренда adidas заключается в
стремлении сделать спортивную обувь и одежду удобными, многофункциональными и
износостойкими, подходящими для активных занятий спортом и защищающими атлета
от травм.
Путем применения новейших технологий и собственных
изобретений фирма создает модели, позволяющие спортсменам достичь максимальных
результатов в их профессиональной деятельности.
За все время своего существования adidas
произвел множество революционных нововведений в сфере производства спортивной
одежды и обуви. К последним технологиям компании относятся технология
амортизации BOOST, Primeknit (применение фирменного трикотажа для создания
легких продуваемых кроссовок), Futurecraft 4D (печать подошвы на 3D-принтере).
На начальном этапе своей деятельности
Дасслеры создавали обувь преимущественно для футбола, тенниса и легкой
атлетики. Вскоре этот перечень расширился до 11 видов спорта. Благодаря
сотрудничеству со многими спортсменами, за всю историю своей деятельности
adidas разработали множество моделей обуви, оптимально подходящих почти для
всех спортивных дисциплин.
Лучшие линейки спортивной обуви
За долгие годы своей работы adidas
выпустил несколько легендарных модели обуви. Но позже стали выделяться не
просто модели, но линейки и целые направления. Среди них можно выделить
коллекцию ретро-силуэтов adidas Originals, коллаборационных продуктов adidas
Consortium и сверхмодные YEEZY.
adidas Originals — коллекция, которая была
разработана не только для профессионального использования, но и для повседневной
носки. Для ее создания был реанимирован узнаваемый стиль бренда
1960-1970-1980-х. Благодаря своей универсальности данная линейка приобрела
большую популярность у людей разных профессий и увлечений, в т. ч. у
музыкантов. Модели коллекции отличаются логотипом в виде трилистника клевера.
История бренда Fila
06.03.2023